Телефон специалиста

+7 4752 48-59-14
Пн.-Пят.
09:00-17:00
Заказать звонок

Инженерные изыскания для строительства автомобильных дорог

24 июня 2025

Инженерные изыскания для строительства автомобильных дорог

Инженерные изыскания — один из самых важных этапов при строительстве новых автомобильных дорог и трасс. От качества и полноты собранных данных о рельефе, геологии, гидрологии и экологии местности зависит эффективность проектирования, безопасность будущей дороги и оптимизация затрат. Разберемся подробнее, зачем нужны изыскания, как они проводятся и что включают.

Компания «Земпроект» выполнит все виды инженерных изысканий при строительстве автомобильных дорог. Штат компании укомплектован высококлассными инженерами, в наличии все необходимое оборудование для проведения работ. Обращайтесь к профессионалам своего дела!

Для чего проводятся инженерные изыскания

Главная цель изысканий — получить максимально полную и достоверную информацию об условиях территории, на которой планируется построить дорогу. Собранные данные становятся основой для проектирования трассы с учетом особенностей ландшафта, грунтов, подземных вод, существующих коммуникаций и множества других факторов.

Качественные изыскания позволяют:

  • выбрать оптимальное положение трассы на местности;
  • определить конструкцию дорожной одежды и земляного полотна;
  • рассчитать объемы земляных работ и потребность в материалах;
  • предусмотреть необходимые инженерные сооружения (мосты, трубы, развязки и т.д.);
  • обеспечить устойчивость и долговечность дороги;
  • минимизировать негативное влияние на окружающую среду;
  • сэкономить на строительстве и эксплуатации за счет рациональных проектных решений.

Без этих данных невозможно спроектировать безопасную, надежную и экономичную дорогу. Поэтому к организации и проведению изысканий предъявляются высокие требования.

Цели и задачи инженерных изысканий

В зависимости от стадии проектирования, категории будущей дороги и природных условий, перед изысканиями ставятся разные цели и задачи. Но в общем случае они включают:

  1. Сбор, анализ и обобщение материалов ранее выполненных изысканий и исследований.
  2. Дорожно-климатическое районирование территории и оценка опасных природных процессов.
  3. Инженерно-геодезические работы:
  • создание планово-высотного обоснования;
  • топографическая съемка полосы варьирования трассы и площадок под дорожную инфраструктуру;
  • инвентаризация существующих инженерных сетей и коммуникаций.
  1. Инженерно-геологические работы:
  • бурение скважин и отбор проб грунтов;
  • лабораторные исследования свойств грунтов;
  • гидрогеологические исследования.
  1. Инженерно-гидрометеорологические изыскания:
  • изучение климатических характеристик района;
  • определение расчетных гидрологических характеристик водотоков;
  • обследование участков мостовых переходов и водопропускных труб.
  1. Инженерно-экологические изыскания:
  • оценка современного экологического состояния территории;
  • прогноз возможного влияния строительства на окружающую среду;
  • разработка рекомендаций и мероприятий по охране природы.

Состав и объем работ определяется техническим заданием и программой инженерных изысканий, которые разрабатываются на подготовительном этапе.

Объем и виды инженерно-геологических работ

Инженерно-геологические изыскания — важнейшая часть комплексного исследования территории. Они проводятся для изучения геологического строения, состава, состояния и свойств грунтов, гидрогеологических условий, опасных геологических процессов.

Инженерно-геологические работы включают:

  • Сбор и анализ материалов ранее выполненных исследований.
  • Рекогносцировочное обследование территории.
  • Проходку и опробование инженерно-геологических выработок (скважин, шурфов, расчисток).
  • Полевые исследования грунтов (статическое и динамическое зондирование, штамповые, прессиометрические и другие испытания).
  • Гидрогеологические исследования (замеры уровня подземных вод, откачки из скважин, наблюдения за режимом).
  • Лабораторные исследования свойств грунтов и подземных вод.
  • Обследование грунтов оснований существующих сооружений.
  • Стационарные наблюдения за развитием опасных геологических процессов.
  • Камеральную обработку материалов и составление инженерно-геологического отчета.

Перечень и объемы работ зависят от уровня ответственности и категории сложности инженерно-геологических условий, которые определяются на этапе разработки программы изысканий.

Этапы проведения инженерных изысканий автодорог

Весь процесс инженерных изысканий можно разделить на три основных этапа.

Подготовительный этап

Включает сбор, анализ и обобщение материалов ранее выполненных изысканий, составление технического задания и программы работ, подготовку договорной и разрешительной документации, организацию полевых подразделений и т.д.

Полевой этап

На этом этапе выполняются все основные виды работ: инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-гидрометеорологические и инженерно-экологические. Они могут выполняться параллельно или последовательно в зависимости от условий местности и организации работ.

Камеральный этап

Завершающая стадия, на которой выполняется обработка и интерпретация полевых материалов, составление технических отчетов по видам изысканий, оформление и передача заказчику проектной документации и баз данных.

Методы и технологии изысканий при строительстве дорог

Инженерные изыскания выполняются с применением широкого спектра методов и технологий для сбора и обработки данных. Среди них особо стоит выделить следующие.

Мобильное лазерное сканирование (МЛС)

Мобильное лазерное сканирование при строительстве автомобильных дорог

Эта технология позволяет выполнять высокоточную съемку придорожной полосы с использованием лазерных сканеров, установленных на автомобиле. За один проезд может быть отсканирована полоса шириной до 200 м с плотностью точек до 1000 на кв.м. и точностью до 1 см. Полученное 3D-облако точек используется для создания ЦМР, выявления коммуникаций, расчета объемов и проектирования.

Аэрофотосъемка линейных объектов

Аэрофотосъемка линейных объектов при строительстве автомобильных дорог

Для картографирования протяженных участков трасс активно применяются беспилотные летательные аппараты (БПЛА) с цифровыми камерами высокого разрешения. Съемка может выполняться с высот 100-300 м с получением ортофотопланов и ЦМР с точностью до 10 см. Это намного быстрее и экономичнее традиционной аэрофотосъемки с пилотируемых самолетов или вертолетов.

Помимо этого применяются электроразведка, сейсморазведка, георадарное зондирование и другие геофизические методы для изучения геологического строения на глубину без бурения. Для лабораторных исследований грунтов используется самое современное оборудование, позволяющее получать точные и достоверные данные.

Требования к техническому заданию и программе исследований

Основанием для проведения инженерных изысканий является договор между заказчиком — строительной компанией и подрядной организацией. Неотъемлемой частью договора являются техническое задание (ТЗ) и программа работ.

ТЗ составляется заказчиком и содержит основные сведения о проектируемой автотрассе, целях и задачах инженерных изысканий, требованиях к составу, объему, методам и срокам выполнения работ, передаваемой заказчику технической документации.

На основании ТЗ подрядчик разрабатывает программу инженерных изысканий, которая содержит:

  • краткую характеристику природных условий района;
  • обоснование видов, объемов и методов работ;
  • последовательность и сроки выполнения работ;
  • мероприятия по обеспечению безопасности и охране окружающей среды;
  • контроль качества и приемку работ;
  • требования к составу и оформлению технической документации.

Программа изысканий является основным организационно-руководящим и методическим документом, по которому выполняются все работы и оценивается их качество.

Результаты инженерных изысканий и проектная документация

Результаты инженерных изысканий передаются заказчику в виде технических отчетов по каждому виду работ. Они включают текстовую и графическую части, в том числе:

  • пояснительную записку с описанием методики и результатов работ;
  • каталоги координат и высот пунктов геодезической основы;
  • инженерно-топографические планы;
  • продольные и поперечные профили трассы;
  • инженерно-геологические разрезы;
  • ведомости и сводные таблицы результатов лабораторных исследований грунтов и вод;
  • заключение об инженерно-геологических условиях;
  • прогноз изменения природной среды под влиянием строительства;
  • рекомендации для принятия проектных решений.

Вся документация передается заказчику в бумажном и электронном виде и используется при разработке проектной документации на строительство автодороги. Качество изысканий во многом определяет качество проекта и безопасность будущего объекта.

Стоимость и сроки проведения изысканий

Затраты на выполнение инженерных изысканий могут составлять до 5-7% от общей стоимости строительства дороги.

На стоимость влияет множество факторов:

  • категория сложности природных условий;
  • протяженность и категория проектируемой дороги;
  • ширина полосы съемки и требуемый масштаб топопланов;
  • количество и глубина инженерно-геологических выработок;
  • наличие водотоков, требующих гидрологических изысканий;
  • удаленность и транспортная доступность района работ;
  • сезон выполнения полевых работ;
  • применяемые технологии и оборудование;
  • квалификация и техническая оснащенность подрядчика.

Ориентировочная стоимость может составлять от 500 тыс. до 5-7 млн. руб. и более на 1 км трассы. Для крупных и сложных проектов затраты на изыскания исчисляются десятками и сотнями миллионов рублей.

Сроки проведения работ зависят от тех же факторов и могут составлять от 2-3 месяцев до 1-1,5 лет и более. При этом важно учитывать сезонность — основной объем полевых работ выполняется в теплое время года.

Таким образом, инженерные изыскания являются необходимым и очень важным этапом при подготовке к строительству новых автомобильных дорог. Они требуют привлечения квалифицированных специалистов, современного оборудования и тщательного планирования работ. Но эти затраты с лихвой окупаются качеством и надежностью будущей дороги, безопасностью движения и оптимизацией строительства.

Получите полный и точный расчет стоимости кадастровых услуг